Гиперактивный ребенок

Слово "гиперактивность" имеет два корня: "активный" - от латинского "activius" - деятельный, действенный, и "гипер" - от греческого "hyper" - над, сверху - указывает на превышение нормы. В Большом психологическом словаре Б. Мещерякова, В. Зинченко читаем: "Гиперактивность детская проявляется не свойственными для нормального ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью". Совокупность указанных симптомов в медицине выделяют в Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Итак, СДВГ - медицинский диагноз, который диагностируется специалистом только после специальной диагностики. При постановке диагноза дошкольникам диагноз при первичном обращении не ставят, так как временное нарушение поведения и\или внимания может быть обусловлено реакцией на психотравмирующую ситуацию и со временем пройдет само собой. Обычно с этой проблемой обращаются за помощью в возрасте 7-10 лет, когда в школе к ребенку предъявляются требования самостоятельности, сосредоточенности, соблюдения дисциплины. Коррекцией СДВГ занимаются многие специалисты: педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, неврологи, психиатры, в зависимости от обширности и тяжести патологии. Как обнаружить СДВГ на ранних стадиях? Обычно признаки СДВГ появляются в дошкольном возрасте. Сначала в неуемной активности ребенка, поверхностном и прерывистом сне, частых вздрагиваниях, затем в импульсивности, неспособности заканчивать дела, ждать, спокойно рассуждать. Такое поведение при СДВГ не ситуативно, а проявляется всегда и везде: дома, в детском саду или школе, в гостях. При этом общий уровень психического развития соответствует нормальным возрастным показателям. По статистике мальчиков с СДВГ в 4-5 раз больше, чем девочек. В последние годы педагоги говорят о стремительно растущем числе детей с СДВГ. В подростковом возрасте симптомы СДВГ ослабевают.

Что стоит знать родителям гиперактивных детей?

Дети с синдромом гиперактивности обладают достаточно серьезными компенсаторными возможностями. Для активации этих возможностей должны быть созданы необходимые условия:

- Ровная, дружественная эмоциональная атмосфера.

- Постоянный режим дня.

- Отсутствие интеллектуальных, физических перегрузок.

Гиперактивный ребенок часто дезорганизует людей и пространство, его часто ругают за то, что он это делает нарочно. Как следствие развивается заниженная самооценка, мир воспринимается угрожающим, агрессивным, появляется клеймо хулигана или неудачника, и ребенок может расти в соответствии с этим клеймом. Безусловно, это нелегкая задача для родителей и педагогов - держать во внимании гиперактивного ребенка, мягко корректировать его деятельность, контролировать выполнение заданий, вовлекать в совместную деятельность, направлять энергию в позитивное русло, находить возможность для похвалы и поощрения. Но именно этим можно помочь ребенку! Важно не пуститься в крайности - не попустительствовать дезорганизации, вносимой ребенком, потому что тем самым мы лишаем ребенка внимания и нужной ему поддержки, а также позволяем ему манипулировать нами; и не переусердствовать с дисциплинарными мерами, так как поведение ребенка обусловлено дисфункцией центральной нервной системы (ЦНС), а не его злым намерением, и жесткие наказания не влияют на суть проблемы. Нет смысла винить себя в том, что у вашего ребенка "такое" поведение. Вы не виноваты! Но вы должны помочь ребенку справиться с трудностями.

Запомните!

Гиперактивные дети чувствительны к эмоциям окружающих, поэтому важно, чтобы вы передали им свое спокойствие и радушие, а не переняли от них беспокойство.

Гиперактивных детей часто записывают в несколько кружков, чтобы дать выход энергии. На деле это может привести к переутомляемости, которая выразится не в длительном сне или спокойном отдыхе, а в капризах и отказу от любой деятельности.

В большом коллективе гиперактивному ребенку труднее себя контролировать, чем в малом, так как его внимание распыляется на большее количество объектов.

Гиперактивному ребенку трудно быть сразу и спокойным и внимательным, поэтому корректируя или тренируя его поведение, развивайте сначала одну отдельную функцию, например, внимание. Когда вы увидите, что усилия ребенка достигли прогресса, тогда переходите к развитию другой функции или сочетайте тренировку двух функций, например, внимание и подвижность.

Требования к ребенку или инструкции должны быть короткими, ясными, однозначными. Если вы даете указание из нескольких пунктов, можете быть уверены, что какой-либо из пунктов будет забыт и не выполнен. Давайте следующее поручение только после того, как будет выполнено предыдущее. Если вы будете последовательны и внимательны, то и ребенок научится этому.

Находите возможность поощрять усилия ребенка по самоконтролю, дисциплине, усердию. Этим вы подтвердите свою любовь и принятие ребенка таким, каков он есть. Развивается то, на что направлено наше внимание. Если ваше внимание направлено на недостатки ребенка - будут развиваться они, если на его позитивные качества - будут развиваться они.

Относитесь к "плохому" поведению ребенка с долей иронии и юмора. Это позволит вам сохранить свои нервы и здоровье. Вы не можете на 100% быть ответственны за его поступки, иначе вы заберете у ребенка всю инициативу и ответственность. Вы помогаете ребенку вырасти не только послушным, но и самостоятельным. Если вы сможете сохранять присутствие духа и чувство юмора в трудную минуту, то и ребенок научится этому от вас.

Не ждите, что вы быстро победите гиперактивность ребенка своими усилиями. Не вы являетесь причиной недуга. Вы помогаете ему справиться с трудностями. Запреты и ограничения должны быть приняты всей семьей и обязательно оговорены с ребенком. Лучше если будет сформулирована система поощрений и наказаний, которой будет придерживаться вся семья. Если в этой системе будет больше наказаний, то ребенок будет расти депрессивным и\или агрессивным, если будут перевешивать поощрения, то ребенок будет расти слишком требовательным и манипулирующим. Важно во всем придерживаться баланса.

Желательно максимально ограничить ребенка в компьютерных играх, просмотре телевизионных программ, увеличивающих его возбудимость, особенно в вечернее время. Очень полезны совместные прогулки на свежем воздухе в спокойном темпе, любые занятия, способствующие мышечному и интеллектуальному расслаблению: массажи, плавание. Надеюсь, эта информация будет полезной и поможет вам и ребенку!

  • 05.10.2018
Для общения на нашем форуме, установите бесплатное приложение:
GooglePlay
AppGallery