Как воспитать в ребенке трудолюбие

Если трудолюбие - деятельность, посредством которой извлекается польза, то я буду учить ребенка ставить и достигать цели, чтобы получить пользу. Тогда трудолюбие - получение полезного результата, акцент делаем на конечный результат. Неплохой вариант, но, в нем есть труд и не хватает любви.

Если трудолюбие - навык беспрекословно выполнять поручения, то я буду учить ребенка не перечить и выполнять то, что сказано мною без пререканий, понимая, что я (или такой же, как я) знают лучше, что надо и не надо, как надо и когда надо. В этом случае трудолюбие - подчинение правилам и нормам свыше, которые не надо обдумывать, надо выполнять. В этом варианте тоже есть труд, но нет любви.

Если трудолюбие - способность находить и выполнять интересные задания, то я буду поощрять ребенка искать интересные занятия и выполнять их. Понятие "интересного задания" может вызывать вопросы и недоумения, ведь в жизни полно необходимых и совсем неинтересных дел. Но для ребенка интересно то, что интересно "обставлено". Любое занятие или задание может стать интересным, если оно обыграно, подано как игра. Это может быть и вежливая просьба о помощи; и секретное "шпионское" задание; и очень важное и ответственное поручение, с которым "конечно не справится" взрослый. В этом случае есть и труд, и любовь - внимание и к постановке цели, и к процессу, и к результату. Развитию трудолюбия ребенка способствует любые просьбы и поручения, повышающие его достоинство и значимость. И наоборот, если ребенку предъявляются требования, не соответствующие его возрасту, физическим возможностям, не интересные для него, то ожидать любви к такому труду не стоит. Ведь трудолюбие - это любовь к труду. Невозможно любить труд, который унижает, лишает здоровья, не приносит радости. Взрослые часто терпят нелюбимую работу по разным причинам, объясняя это тем, что в другом месте "таких" денег не заработать. Но, в данном случае речь идет о необходимости, а не о трудолюбии. Кстати, задумайтесь, как вы сами оцениваете свою работу, что вы говорите о ней в семье, какие выводы о труде делает ваш ребенок для себя. Вот хоть поверьте, хоть проверьте: если то, что ребенок слышит от вас о труде или работе каждый день, отличается от рассказов, которые вы специально ему читаете, то усвоит он то, что вы говорите ежедневно.

Здесь мы дошли до вопроса личностных ценностей. Что имеется в виду? Если вы сами считаете труд тяжелой необходимостью, вам вряд ли удастся привить любовь ребенка к труду, а понять, что это неприятная неизбежность - запросто. Если вы нашли себе дело по душе и при этом хорошо зарабатываете, вам будет гораздо проще воспитать трудолюбие, потому что воспитание - это передача не только знаний и умений, но в гораздо большей степени передача личного опыта. А это значит, что воспитание может быть как осознанным, так и неосознанным. Ведь опыт гораздо больше, чем слова. Возникает вопрос, что делать тем родителям, которые трудятся на тяжелой работе - неужели у них нет шансов привить к труду любовь? Есть, конечно, но им нужно сознательно говорить о своем труде, находить радости и что-то увлекательное даже в тяжелой работе, тогда красивые слова о трудолюбии будут восприниматься как правда и возникнет желание преодолевать трудности ради чего-то стоящего.

Частый вопрос - в каком возрасте лучше формировать трудолюбие? С точки зрения приобретения опыта через подражание старшим, эти навыки перенимаются с самого рождения. Кроме этого есть сенситивные периоды развития психики, когда ребенку легче всего освоить той или иной навык. Такие сенситивные периоды являются и кризисными, если в данный период навык не освоен, то вместо него формируется патологический паттерн поведения. Трудолюбие, или вместо него чувство неполноценности, складывается с 6 до 11 - 12 лет - время от окончания детского сада до окончания младшей школы. В этот период активно развиваются здоровое чувство соревнования, взаимозависимости и кооперации. Именно в этот период для детей становится важной оценка их деятельности не родителями, а другими взрослыми и детьми, они готовы к выполнению поставленных задач в школе (и не только). Дети этого возраста ориентируются не только на процесс делания чего-либо, но уже на результат. В этот период важно стремление усовершенствовать свои навыки, расширить свои знания и применить их на практике. В детском саду дети готовились к выполнению целенаправленной, планомерной деятельности. В младшей школе этот навык должен закрепиться. По сути, труд и есть планомерная целенаправленная деятельность для достижения определенного результата за вознаграждение. Тогда трудолюбие - заинтересованность в постановке и достижении определенных, полезных целей с получением какого-либо поощрения. Поощрение не обязательно должно быть материальным, но должно быть значимым, важным для ребенка. Это может быть похвала, интересное мероприятие или что-то другое.

Почему важно закрепить эти навыки до 11-13 лет? Потому что потом начинается половое созревание и перед подростком встают совсем другие задачи - физиологические и психологические изменения, вопросы тождественности и поиск идеала, некоторая сепарация от родителей и т. д. Именно поэтому важно уделять внимание развитию ребенка с самого раннего возраста, развитию не только интеллектуальному и социально-бытовому, но и эмоционально-волевому. Это не значит, что после 11 лет ребенку бесполезно говорит о трудолюбии. Но так же как в школе, если не освоена программа первого класса, то во втором компенсировать отставание будет гораздо сложнее, хотя и возможно. Желаю вам безболезненного прохождения возрастных кризисов и гармоничного развития!

  • 05.10.2018
Для общения на нашем форуме, установите бесплатное приложение:
GooglePlay
AppGallery